ВЕРЮ В ВАХТАНГОВСКУЮ ПРАВДУ!   

                                                                          В легкой капельке, свежей и чистой,

                                                                          Отразился сверкающий день,

                                                                          И в саду каждой веткой росистой

                                                                          Торжествующе пахнет сирень.

                                                                                                 …Запомнилось…
   Быстро говорить не получается. Хотя каждое проживаемое в этих днях событие неизменно становится предметом мучительных осмыслений. И по-другому быть не может. Но слишком быстро вторгаются новости Земного бытия в жизненное пространство каждого. Подумалось, разве что сознательно оградиться от прессинга такого стихийного нашествия отголосков где-то здесь или там происходящего силой мышления, позволяющей сознательно приспосабливаться к обстоятельствам?

  В Донецке они больше напоминают сумбурно бурлящие в воздухе иллюзии о будущем счастье – для каждого. Оно всё ещё расплывчатыми контурами наговоренных и так и не доказанных наглыми “правдобОйцами” теорем навязчиво плавают в холодной неопределённости исторических условностей. Очевидно, долго развивающийся эволюционный подход к его окончательному явлению, говорю о Донецком всеобщем счастье, всё-таки занимает много времени. Если учесть, что пока в городе, по-прежнему, небезопасно — и ходить по его улицам, и особенно углубляться в окраинные районы, где, между прочим, не постижимо настойчиво продолжают жить люди. Отважные – шапки ваши долой, господа хитро-лукавые! – работяги-миряне из насквозь проросшего мхом  прокажённости Донбасского лихолетья. Люди, честно хранимые под ежесуточными дождями смерть несущих обстрелов и видимой только глазами благочестия мудростью местной, загадочно-таинственной шамбалы. Хотелось бы о них, дончанах с окраин, добавить: бесстрашные чудаки из рая унизительной покорности своим судьбам. Но так и не покорившиеся кошмару фатального рока. Много об этом сказав, теперь уже не сомневаюсь: его было не избежать. Разум тускнеет, когда уже невозможно не заметить, как над землёй разверзается тьма первобытного варварства. Только туго натянутыми нервами прорывается в нём брешь облегчения, сквозь которую можно увидеть сияющее над Миром солнечное светило.

  Без него я не представляю себе Донецк. И не ощущаю его историю.      

   Но вполне можно поверить: если ничего нельзя изменить, об этом лучше забыть. Забываться — получается, и вечерами не скучается. И не тоскуется. Когда на КУЛЬТУРЕ – телевизионный канал – хороший фильм приятно впечатляет. Но если и программа, увлекательно интересная, займёт свободное время, то это же праздник для души!

  …Не заметила, как славно промурлыкала пару недель подряд, себе под нос, волшебные слова из МЛАДШЕГО БРАТА: тала-лула, тала рура… талала… рарила-рура лалула-а-а-… тарира ралу ла… Но запомнила, как сладко, попутно, вспоминались дни из моей счастливой советской юности. Живо поворошила на книжных полках домашнего книжного хранилища любимые, оттуда же, из Союза, много раз читанные книги, полистала страницы фотоальбома, распухшего от образов былых мгновений, строго ограниченных рамками ячеек для фотографий… Одним словом, с того дня, проведённого в компании героев любимого фильма, да ещё под гениально украсившую Вечность музыку Микаэла Таривердиева, в воображении сложился целый саквояж воспоминаний. Уверена, я буду вечно тянуть его бесценную тяжесть за собой. Хотя содержимое его, груз добрых и беспечных дней, не имеет ничего общего с болезненно воспринимаемым накалом теперешнего окаянного безвременья. Печально, но именно так меня теперь волнует горькая текучесть убийственно не устойчивой незавершённости слишком долго длящейся трагедии. Донбасской, по определению.  

    И где-то, однажды… над её густой туманностью воцарилась чудо-радуга. В тот самый день, когда по той же КУЛЬТУРЕ транслировался из Владикавказа концерт артистов Московского театра имени Евгения Вахтангова. Семь цветов небесной радуги вполне хватает, чтобы посоответствовать причинам такого действа: 140 лет со дня рождения режиссёра, воссоздание во Владикавказе родового дома Вахтангова. К слову, 250 миллионов рублей были выделены вахтанговцами на восстановление дома. После того, как во время гастролей театра в этом городе, в 1983 году, народная артистка Советского Союза, блистательная Юлия Борисова обратилась со сцены местного театра к городским властям с просьбой не сносить обветшавший во времени дом во имя сохранения памяти о великом Евгении Вахтангове.

   Город Владикавказ Вахтанговцев услышал. И по прошествии лет беспокойным духом сердечного понимания и активного созидания многих и многих людей обновлённый Вахтанговский дом пригласил к себе гостей.

   Не знаю, какой цвет радуги из семи всё-таки есть главный, но то, что открытый концерт артистов на городской площади в день, когда томительно едко моросил холодный весенний дождь, успешно состоялся и зрители, по подсчётам их собралось на городской площади около 6 000 человек! – событие величайшей важности для цивилизованно мыслящего человечества! – не покидали площадь ещё долго после окончания концерта 

 И, пока шёл концерт, узналось: Дом Вахтангова будет превращен в культурный центр в статусе филиала Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. На втором этаже уже расположилась постоянно действующая музейная экспозиция. Она заняла шесть залов, в которых воссоздан быт семьи Вахтанговых: кабинет отца и комната его сына Жени, семейная столовая и гостиная.

Один из залов посвящен легендарному спектаклю «Принцесса Турандот», мебель в эту комнату перевезена из московской квартиры Ц. Л. Мансуровой — ученицы Вахтангова и первой исполнительницы роли Турандот.

   А ещё – кусты сирени, которые были посажены во Владикавказе Вахтанговцами. Сирень, которую так любил Вахтангов. И которая стала символом созданного им театра. В стенах которого в разные годы работали и продолжают работать выдающиеся корифеи театральной сцены – Михаил Ульянов, Василий Лановой, Юлия Борисова, Юрий Яковлев, Людмила Максакова, Евгений Князев. И крепко сплочённая плеяда артистов последующих поколений. Никоим образом — !и другие! Но мастера доброго лицедейства, страстно одержимые желанием жить и творить на сцене великого театрального волшебства. Начиналось оно в театре со сказки о гордой принцессе Турандот. Продолжается оно феерическими всплесками многих и многих театральный постановок на сцене именито известного театра.

   В постановке праздничного концерта во Владикавказе восхищением всех струн моей не равнодушной к прекрасному души отмечаю особый момент, который случился во время концерта. Приглашённый ансамбль РЕСПУБЛИКА исполнял песни советских авторов. Камера оператора, снимавшего концерт, скользила по лицам зрителей. Люди подпевали… Люди, мужчины и женщины Кавказа, смахивали со своих лиц непрошенные слёзы. А потом солисты на сцене предложили зрителям продолжать всеобщим хором слова звучавших на сцене песен.  

  МОМЕНТ ИСТИНЫ! Пели все! И люди преклонного возраста, вне сомнения, родом из Советского Союза, и молодёжь. Пели и зажиточные люди – статус виден по одежде! – и жители Осетии среднего достатка. Пели об орлятах – ОРЛЯТА УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ!, пели о солнце – СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ, НЕБО ВОКРУГ!, пели  о Москве – КИПУЧАЯ, МОГУЧАЯ, НИКЕМ НЕ ПОБЕДИМАЯ!!!

  И думалось: так вот же он, дух огромной страны, сила единства народов! И, коль родилась эта статья в День Победы, 9 мая, пусть богатством непобедимой духовности и единства, которые живут в сердцах людей, всем бедам на зло хранится земля, что таких  людей рождает!

                             БРАВО, ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА!!!

                                                                  С уважением, Людмила Марава. ДОНЕЦК!!!